(Пензенской митрополии), находится в дер. Норовка Нижнеломовского р-на Пензенской обл. Основан в 1648 г. указом царя Алексея Михайловича при источнике, на к-ром, по преданию, в 1643 г. состоялось обретение местночтимой Казанской иконы Божией Матери. Первоначально здесь была построена часовня, а в 1648 г. сооружена деревянная ц. в честь Казанской иконы Божией Матери, положившая начало монастырю. Обстоятельства обретения иконы и основания К. м. изложены в «Сказании о чудесах Казанской Нижнеломовской иконы Богоматери» нач. XVIII в. (РГБ. Ф. 178 (Муз.). № 3311; Романова. 2006). Согласно «Сказанию...», в 1643 г. икона была обнаружена горожанами на камне возле источника, находившегося на расстоянии 1 версты от г. Н. Ломов. Однако в монастырской летописи, которую цитирует первый историк обители, архим. Евпсихий (Горенко), сказано, что икону обнаружил казак А. Набоков. После обретения «новоявленную икону Пресвятыя Богородицы» собирался отнести в город воевода И. Косагов (Косягор), но внезапная болезнь его сына Григория заставила воеводу поступить иначе: по совету горожан он отправился на место явления и «возва града того иереи и диаконы и с клирики» и «пришедше на место то со кресты и начаша молебне свершать по чину» (Там же. С. 474). Весть об исцелении сына воеводы распространилась «в пределы и веси града сего», икона стала почитаться как чудотворная. Согласно «Сказанию...», царь Михаил Феoдорович, узнав о «многих и великих чудесах», происходивших от святыни, повелел на месте ее обретения построить церковь и к ней «вдати книги и ризы и воск на свещи и церковное вино и монастырь мужеский устроить» (Там же. С. 475).
Первым строителем К. м., по одной версии, был иером. Корнилий (с 1649), пo др. сведениям, старец Иона (ок. 1648). Затем обитель возглавляли настоятели в сане игуменов: Трофим (ок. 1650), Исаия (1652-1655), Никон (1656-1677), Иаков (1678-1680), Никон (1682-1684), Амвросий (1685-1687), Сергий (1687-1688), Авраамий (1688-1691), Павел (Сниторцев). В 1719 г. в К. м. была введена архимандрития. Когда в 1725 г. архим. Иоасаф (Шамаев) был переведен в донецкий во имя Иоанна Предтечи муж. мон-рь, обитель возглавил игум. Сергий. По настоятельному ходатайству братии и вкладчиков (87 чел.) он был возведен в сан архимандрита (ОДДС. Т. 8. С. 140). Одним из достойнейших настоятелей (1738-1748; 1753-1760) К. м. был архим. Варлаам, 13 сент. 1748 г. переведенный в московский Чудов в честь Чуда арх. Михаила в Хонех мон-рь. В 1751 г. по ходатайству Синода он был награжден имп. Елизаветой Петровной правом ношения панагии, архиерейским жезлом и правом служения литургии с отверстыми царскими вратами до Великого входа. Нек-рое время архим. Варлаам являлся наместником московского Донской иконы Божией Матери мон-ря, затем вновь возглавил К. м., где и скончался. В 1751-1753 гг. настоятелем К. м. был архим. Феодосий, в 1763-1774 гг.- архим. Исаакий, сын священника г. Шацка Тамбовской губ., принявший постриг в Саровской пуст.
В 1764 г. мон-рь был причислен ко 2-му классу, в 1774 г. подвергнут разграблению участниками Пугачёвского восстания. По легенде, насельники спрятали в монастырских подвалах самые ценные предметы церковной утвари. За встречу Пугачёва в обители архим. Исаакий был лишен сана, монашества и сослан в Сканов во имя Св. Троицы мон-рь, где вскоре скончался. В 1779 г. настоятелем К. м. был назначен архим. Иоанникий (Никифорович-Полонский), переведенный из владимирского Константино-Еленинского монастыря. «За усердие к просвещению» архим. Иоанникий был награжден архиерейским жезлом; он первым из настоятелей К. м. стал обладателем мантии со скрижалями. Последующие настоятели К. м. назначались из ректоров семинарии, имели право носить мантию со скрижалями и служить до Херувимской песни при открытых царских вратах и с архиерейским жезлом.
К кон. XVIII в. от частых перемен настоятелей К. м. пришел в упадок. Тамбовский и Шацкий еп. Феофил (Раев) предполагал перевести штат К. м. в Трегуляевский во имя св. Иоанна Предтечи мон-рь близ Тамбова, чтобы дать возможность ректору семинарии управлять обителью, ближайшей к месту училищной должности. В 1802 г. К. м. возглавил архим. Израиль, ранее восстановивший Сканов мон-рь. Перед вступлением в управление К. м. архим. Израиль подал в Синод проект о введении в обители общежития по подобию устава Саровской пуст. Из Синода проект был возвращен еп. Тамбовскому Феофилу (Раеву) для обсуждения. К тому моменту, когда были получены разъяснения устава от игумена Саровской пуст., вышло постановление Синода «немедленно привести проект в исполнение», руководствуясь собственными средствами (Евпсихий (Горенко). 1891. С. 38). В 1814 г. архим. Израиль был переведен в Макариев Желтоводский во имя Св. Троицы мон-рь. С 13 июля 1829 г. К. м. возглавлял архим. Иоанникий (Образцов; впосл. епископ Кавказский). Настоятель (1843-1875) архим. Евпсихий (Горенко) провел масштабные работы по ремонту построек монастыря, «возвысил религиозно-нравственное состояние братии» (Дворжанский. 1999. Кн. 1. С. 101), опубликовал «Историко-статистическое описание Нижнеломовского Казанского Богородицкого второклассного муж. мон-ря» (1891). В 1889-1911 гг. К. м. возглавлял архим. Гедеон (Котлов), член-сотрудник имп. Палестинского православного об-ва, автор книги «Нижнеломовский Казанский второклассный мужской монастырь» (1911). После 1764 г. количество насельников сократилось до 17 чел. братии и 17 служителей. К нач. XX в. в К. м. проживало 45 монахов и послушников.
Первоначальные деревянные храмы в честь Казанской иконы Божией Матери (1648) и во имя св. Иоанна Предтечи сгорели во время пожара в сент. 1709 г. По грамоте митр. Рязанского Стефана (Яворского) в 1710-1722 гг. была построена каменная холодная Казанская ц. (высота с крестом на куполе - ок. 44, ширина 28, длина 33 аршина); 5-ярусный иконостас (1722-1724) изготовлен московскими иконописцами Михаилом Закониным и Андреем Диаконовым. В 1850 г. стены Казанского храма были расписаны и украшены 36 картинами, выполненными в 1838 г. акад. А. В. Ступиным по распоряжению еп. Пензенского и Саранского Амвросия (Морева). В 1742 г. в К. м. была заложена каменная ц. во имя прп. Сергия Радонежского с колокольней (высота 52 аршина), освященная при настоятеле (1751-1753) архим. Феодосии. В 1859 г. на средства тамбовской помещицы А. Лачиновой храм был расписан масляными красками, «наподобие церквей Сергиевской Лавры» (Евпсихий (Горенко). 1891. С. 11). Среди сюжетов росписи - явление Пресв. Богородицы прп. Сергию Радонежскому. В 1887 г. церковь вновь расписали художники Н. А. Макаров и Косогоров. В кон. XIX в. от Сергиевского храма к фруктовому саду у ограды спускалась оригинальная каменная лестница.
В 1759 г. по благословению еп. Тамбовского Пахомия (Симанского) на месте сгоревшей деревянной построена каменная теплая церковь, главный придел которой еп. Феодосий (Голосницкий) освятил в честь Богоявления. Юж. придел архим. Исаакий освятил во имя св. Иоанна Предтечи, а северный - свт. Николая Чудотворца. В 1880 г. в храме был устроен одноярусный резной иконостас, расписанный Н. А. Макаровым. В 1890 г. по благословению еп. Пензенского и Саранского Василия (Левитова) иконостас был обновлен. В 1761-1779 гг. в К. м. была возведена и освящена архим. Иоанникием (Никифоровичем-Полонским) каменная ц. во имя Всех святых с колокольней. 28 дек. 1766 г. калужским мастером В. Холщевниковым был отлит полиелейный колокол (73 пуда) на колокольню. 17 мая 1889 г. по благословению, выданному ранее еп. Пензенским и Саранским Антонием (Николаевским), на средства нижнеломовских заводчиков Приваловых был перелит большой колокол (317 пудов 20 фунтов). Другие 9 небольших колоколов (общий вес 120 пудов) первоначально находились на колокольне Сергиевского храма, затем были перенесены на колокольню Всехсвятской ц.
У сев. стены Казанской ц. похоронены настоятель архим. Варлаам († 1760) и кн. В. С. Долгоруков († 1803). Сергиевский храм считался в монастыре кладбищенским, т. к. при нем были погребены именитые граждане г. Н. Ломов и дворяне окрестных мест. У Сергиевской ц. похоронены также архим. Евпсихий (Горенко) и бывш. настоятель владимирского Никитского монастыря архим. Лаврентий († 1875), проживавший в К. м. на покое. Близ алтаря Предтеченской ц. погребен настоятель (1822-1829) архим. Антоний (Добротин).
В сер. XVII в. в К. м. были выстроены деревянные 11 келий, игуменский корпус, ограда; «с лицевой стороны» святых ворот написаны 7 икон. Вне ограды располагались хозяйственный и гостиный дворы. В 1742 г. монастырь был обнесен каменной стеной (длинной 416 саж.) с 4 башнями (высотой 20 аршин). В одной башне в летнее время проживал сторож, следивший за фруктовым садом, в другой нагревалась вода для бани. В зап. стене имелись «обыденные» и св. ворота; последние открывались по торжественным дням, в 1844 г. были расписаны сценами Страшного суда. В 60-70-х гг. XVIII в. в К. м. были построены каменные 2-этажный настоятельский корпус (высота 12 аршин), 2-этажное здание ризницы, 2-этажный братский корпус (на верхнем этаже находились 13 келий насельников, на нижнем с сев. стороны - 4 кельи, с южной - трапезная и кухня), др. 2-этажный братский корпус (отремонтирован в 1891), деревянные настоятельская и братская бани. Среди хозяйственных построек К. м. упоминаются каменные здание ледника и помещение для извести, кладовая, 3 деревянных хлебных амбара. К 1849 г. на хозяйственном дворе располагались каменные конюшня и каретный сарай, 2 дома, деревянные изба для кучеров и рабочих, сарай для скота. Вне монастырской ограды находилось 2 гостиных дома: каменный, крытый железом, с 4 помещениями и деревянный, с 5 помещениями. При гостиницах имелись деревянные двор с каретными сараями, флигель с сенями, крытый железом, погреб с навесом. К северо-востоку от мон-ря находилось 37 монастырских торговых лавок.
В 1785-1788 гг. в стенах К. м. размещалась Тамбовская ДС, в к-рой были открыты риторический и философский классы. Настоятеля К. м. архим. Иоанникия (Никифоровича-Полонского) Синод назначил 1-м ректором, а учителями стали воспитанники Рязанской ДС. В 1788 г. семинария была переведена в г. Тамбов. В 1808-1821 гг. при К. м. действовало уч-ще для детей духовенства («русская школа»), предназначавшаяся для подготовки причетников епархии. В «русской школе» обучалось более 70 учеников. 2 сент. 1822 г. в одном из монастырских корпусов открылось духовное уездно-приходское уч-ще, переведенное в сент. 1837 г. в 2-этажный гостиный дом вне ограды, а в окт. 1839 г.- в г. Н. Ломов. В 1846-1861 гг. при К. м. действовало уч-ще для «служительских детей», в к-ром преподавались рус. и слав. грамматика, чтение и чистописание, краткая Свящ. история и краткий катехизис.
Обретенная Казанская икона («живописью подобна чудотворному образу, что в Казани, в размере же меньше онаго»; 41/2×33/4 вершка) находилась в иконостасе Казанской ц., по левую сторону от царских врат. Икона была вставлена в раму с изображениями чудес и украшена сребропозлащенной ризой (весом 35 золотников). В 1700 г. образ, прежде называвшийся «явленным», вследствие прошения граждан В. Ломова и Н. Ломова по грамоте царя Петра I стал именоваться «чудотворным и многоцелебным» (ИРИ. Т. 5. С. 173; Евпсихий (Горенко). 1891. С. 20). В 1856 г. на пожертвования благотворителей г. Н. Ломов на ризу сделана серебряная корона с бриллиантами. В 1859 г. для иконы устроен серебряный киот, украшенный серебряными позолоченными накладными «арабесками» с драгоценными камнями и со стразами. По молитвам перед обретенным Казанским образом происходило множество чудес и исцелений, в т. ч. от слепоты, болезни ног, часть из них (между 1684 и 1700) зафиксирована в «Сказании о чудесах Казанской Нижнеломовской иконы Богоматери» нач. XVIII в. (Романова. 2006). Во время эпидемий холеры Казанскую икону носили по окрестным селам. Так, 5 авг. 1871 г., когда образ принесли в с. Поим, «жители села, среди которых было немало и раскольников, со слезами на глазах встретили икону далеко за околицей и попеременно несли на своих руках до православного храма, где все вместе преклонили пред ней свои колена» (Дворжанский. 1999. Кн. 1. С. 158). Ок. 1837 г. с обретенной иконы была сделана точная копия, к-рую украсили серебряной позолоченной ризой с короной и поместили в позолоченный серебряный киот.
Слева от Казанского образа находились иконы ап. Иоанна Богослова, свт. Николая Чудотворца и Печерская икона Божией Матери с предстоящими преподобными Антонием и Феодосием Печерскими. Среди чтимых святынь К. м. упоминается икона св. Иоанна Предтечи (7×6 вершков; «древней простой живописи»), обретенная, по преданию, близ обители, на роднике в с. Серый Ключ Нижнеломовского у. В 1831 г. на средства наровчатского помещика П. И. Соколова образ св. Иоанна Предтечи был украшен сребропозлащенной ризой и венцом. В 1850 г. по заказу граждан г. Краснослободска московские мастера изготовили серебряный киот, убранный жемчугом, бирюзой и гранатом. С иконы св. Иоанна Предтечи была выполнена точная копия, для к-рой в 1881 г. устроены серебряные позолоченные риза с венцом и медный посеребренный киот. В К. м. почиталась также Иверская икона Божией Матери (21/2×11/2 аршина; живопись «старинная, греческого стиля, кисти не высокой») - список московской Иверской иконы, выполненный по инициативе архим. Варлаама в 1748-1751 гг., во время его настоятельства в Чудовом московском монастыре. В 1860 г. московский фабрикант Полтавцев на средства бронницкого почетного гражданина И. А. Кононова украсил эту икону сребропозлащенной ризой (Там же. С. 26).
В ризнице К. м. хранилось Евангелие (1689) «в большой лист» (крышки обложены позолоченной бронзой), в б-ке - ок. 400 книг, в т. ч. Уложение царя Алексея Михайловича, напечатанное в 1649 г.; Служебник (1658); Толковое Евангелие (1681); Триодь Постная (1682); 2 Октоиха (1683); Потребник в лист (1688); экземпляр месячных Миней в 12 книгах (1692, 1793); 2 Пролога (1693). С 1643 по 1815 г. в К. м. велась летопись, в которой были изложены исторические сведения о монастыре и настоятелях, с приложением 11 копий царских грамот и выписей с указов и межевых книг, 2 иерарших грамот.
В 1890 г. над Казанским источником была установлена новая сень на 8 чугунных и деревянных столбах, украшенная чугунной ковкой и деревянной резьбой. К нач. XX в. источник выходил из-под нижней стены Казанской ц. в устроенный бассейн. 8 июля, в день явления Казанской иконы Божией Матери, ежегодно совершался крестный ход из г. Н. Ломов в К. м. Настоятель с братией встречали духовенство города у монастырских св. ворот с чудотворным образом, после чего крестный ход направлялся к источнику на территории мон-ря, где служился молебен с акафистом Божией Матери и водоосвящением. Считалось, что начало этому крестному ходу положил нижнеломовский воевода Косагов. Ежегодно у сев. стены К. м. проводилась ярмарка, приуроченная к престольному празднику обители: торг продолжался с 5 по 10 июля. Крестные ходы также проводились 24 июня, в день Рождества св. Иоанна Предтечи, и 25 сент., в день прп. Сергия Радонежского.
В 1649 г. игум. Корнилию с братией указом царя Алексея Михайловича была отведена часть земли и лугов в окрестностях г. Н. Ломов. Вся площадь, занятая мон-рем с земельными угодьями составляла 65 дес. и 1902 кв. саж. В 1799 г. мон-рю было выделено 65 дес. 1902 кв. саж. земли; в 1842 г.- 75 дес. строевого и дровяного леса близ с. Прянзерки. К нач. XX в. К. м. владел 38 дес. 1468 кв. саж. пахотной земли, 12 дес. 695 кв. саж. сенокосной, 7 дес. 400 кв. саж. песчаной земли; под мон-рем находилось 4 дес. 20 кв. саж., «под дорогой» - 100 кв. саж., под водомоинами - 3 дес. 620 кв. саж. (Евпсихий (Горенко). 1891. С. 45). В 1800 г. К. м. вместе с др. обителями уезда был наделен мельницей «о четырех поставах» на р. Ломов (Ломовка), в с. Б. Хутора, в 5 верстах от г. Н. Ломов; в 1890 г. мельница была сдана в аренду.
До 1764 г. деньги на монастырские нужды отчислялись из Нижнеломовской воеводской канцелярии, затем из нижнеломовского казначейства: 272 р. 42 к.- на ремонт церквей, ризницу и проч.; 919 р. 523 к.- на содержание братии. К нач. XX в. доход от продажи свечей и от подаяния составлял до 1 тыс. р. в год. К. м. владел гос. 4%-ными банковскими билетами на сумму 14 740 р.; 5%-ными - на 800 р.; Пензенского отд-ния Государственного банка на сумму 2400 р., Пензенского городского общественного банка на сумму 550 р.; квитанций Пензенского епархиального свечного завода: в 190 р. 18 к.; итого процентных банковских билетов на сумму 18 698 р. Доход от процентов распределялся на содержание и ремонт храмов и в пользу братии. Сдача в аренду лавок приносила доход от 250 до 300 р., мельницы - 400 р. К нач. XX в. весь монастырский капитал составлял ок. 20 тыс. р.
В нач. 20-х гг. XX в. часть монастырских ценностей была изъята властями под предлогом помощи голодающим Поволжья. В 1925 г. в г. Н. Ломов был организован Союз воинствующих безбожников, затем - антирелиг. музей, в к-ром в качестве экспонатов выставлена церковная утварь, в т. ч. из К. м. Ок. 1940 г. музей был упразднен, наиболее ценные экспонаты исчезли. В 30-х гг. XX в. местные власти приняли решение о строительстве картонной фабрики в г. Н. Ломов, в 1938 г. храмы К. м. разобрали на кирпичи для этого строительства; уничтожили и другие постройки. После разрушения К. м. почитание источника на его территории не прекратилось: ежегодно в день Св. Троицы здесь совершались молебны. В 1945 г. верующие просили предоставить им под молитвенный дом сторожку Казанской ц. или колокольню, но облисполком отказал: оба здания не подходили, «как помещения, находящиеся в почитаемом верующими месте святости (т. е. у монастырского колодца)». В 1969 г. около монастыря была построена насосная станция, источник передан водоканалу и доступ к нему как к режимному объекту закрыт. Одно из зданий мон-ря до 1972 г. занимала школа с. Норовка.
В июле 2003 г. отмечалось 360-летие обретения Казанской иконы и основания мон-ря. 25 июня 2003 г. и 21 июля 2004 г. К. м. посещал архиеп. Пензенский и Кузнецкий Филарет (Карагодин). В июле 2002 г. на территории К. м. были построены братский корпус, гостиницы, источник снова открыт для посещения, в 2004 г. возведены деревянная, обложенная кирпичом ц. в честь Казанской иконы Божией Матери, новая купальня и церковная лавка. Решением Синода РПЦ от 6 окт. 2008 г. К. м. был возобновлен, с 28 дек. 2011 г. настоятелем является еп. Пензенский Вениамин (Зарицкий). В 2008 г. в К. м. были торжественно возвращены монастырские Казанская икона (считается, что именно эта икона была обретена в 1643) и образ св. Иоанна Предтечи, к-рые хранились в семье расстрелянного в 30-х гг. XX в. пензенского иконописца А. И. Климова.